Как не испортить себе отпуск
Как не испортить себе отпуск
Летний период всегда связан с отдыхом. Некоторые проводят отпуска в ближнем Подмосковье, многие – на морских побережьях, а кто-то отправляется в путешествия. Практически всегда для организации полноценного отдыха люди обращаются в туристические компании, но не всегда получают тот уровень сервиса на который рассчитывают при подписании договора об оказании туристских услуг. В этой статье мы попробуем разобраться с некоторыми нюансами, на которые стоит обратить внимание как при заключении данного вида договора, так и при его исполнении.
Итак, вы решили обратиться в туристическое агентство. Первое, что необходимо знать, это то, что все туристические компании подразделяются на две основные категории — те, кто занимается туроператорской (формирование, продвижение и реализация туристского продукта) и турагентской (продвижение и реализация туристского продукта) деятельностью. Лучше всего обращаться сразу к туроператору, так как он непосредственно формирует тур. Турагент при этом является лишь посредником между туристом и туроператором. Конечно, на практике трудно напрямую осуществить связь с туроператором из-за большого количества различных турагенств, но попытаться следует. Если все-таки вы обратились в турагенство, то следует учитывать следующие моменты:
— любое юридическое лицо, осуществляющее деятельность в области туризма должно иметь соответствующую лицензию на осуществление турагентской деятельности. Также у организации или индивидуального предпринимателя, предоставляющих услуги в области туризма, должно быть свидетельство о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц или индивидуальных предпринимателей соответственно. При этом вы вправе потребовать указанную информацию об исполнителе услуг, которая согласно ст. 9 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон) должна быть доведена до потребителя.
— при заключении договора необходимо заранее оговорить все спорные моменты с исполнителем услуг. Так, часто в договоре предусматривается изменение экскурсионной программы, которое, якобы не повлияет на стоимость тура, замена одного отеля, прописанного в туристической путевке, другим с сохранением классности отеля, и т.д. Эти нюансах желательно отметить в дополнительном соглашении к договору. Возможно, что за дополнительную совсем незапланированную вами экскурсионную программу придется доплачивать уже на месте, а отель может быть расположен не в центре города, а на окраине, откуда практически невозможно добраться своим ходом.
— также при заключении договора вы вправе в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» потребовать необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну (место) временного пребывания там, об обычаях местного населения, о религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящихся под особой охраной, состоянии окружающей природной среды.
Что касается обнаружения недостатков оказанной услуги, то потребитель вправе по своему выбору потребовать: соответствующего уменьшения цены оказанной услуги; возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанной услуги своими силами или третьими лицами.
При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, оказании услуги не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
После так называемого отдыха вы должны отметить все недостатки такового в претензии, которая составляется в трех экземплярах на имя генерального директора и дублируется в Роспотребнадзор для проверки фирмы на соблюдение требований о защите прав потребителей и в Минэкономразвития России для проведения проверки на наличие соответствующей лицензии. Также во время отдыха вам необходимо собрать все доказательства, которые будут свидетельствовать о некачественно оказанной услуге. Это могут быть чеки и квитанции за непредусмотренные и неоговоренные заранее траты, например, дополнительно навязанные экскурсии, услуги отеля, транспортные расходы и т.д. Плюс ко всему этому, если вы звонили в турагенство с уточнением о непредусмотренных или о некачественных услугах, потребуйте распечатку переговоров, возможно все телефонные переговоры с агентством вам оплатят.
В случае невыполнения ваших требований, заявленных в претензии, вам необходимо обратиться в суд, перед обращением в суд следует дождаться ответа из исполнительных органов власти. Такой ответ будет являться рекомендательным для суда. Вы также сможете потребовать в соответствии со ст. 15 Закона компенсации морального вреда, размер которого определяется судом.
На основании пункта 1 статьи 17 Закона иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены в суд по выбору истца:
– по месту нахождения организации;
– по месту жительства или пребывания истца т.е. по Вашему месту жительства).
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 указанного Закона потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины.